«28 панфиловцев»: выстоять, не сдаться… и умереть по-мужски
Фильм «28 панфиловцев» Андрея Шальопы рассказывает о подвиге бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова, сдержавших натиск фашистских танков 16 ноября 1941 года к югу от Волоколамска. Об этом бое много было споров, его называли вымыслом, но умалить героизм воинов и решающую значимость их вклада в оборону Москвы не сможет никто и никогда.
В картине «28 панфиловцев» подробно показана подготовка к встрече с врагом, маскировка, окопы, оружие, форма солдат и офицеров, их жизнь в ожидании боя, в бою и в перерывах между атаками противника. Этим проект напоминает масштабную реконструкцию, приближая нас и к месту действия, и к пониманию людей, которые там сражались. Смотришь и видишь не жителей определенного времени и режима, а людей! Почти таких, как мы сейчас. И это сближает нас с героями, и не нужны никакие дополнительные сюжеты, раскручивающие чью-то биографию.
Каждый из героев показан, прежде всего, с человеческой стороны: они шутят, сочиняют байки друг о друге, читают обрывки газет двухмесячной давности, пытаясь поднять боевой дух товарищей, — каждый по-своему переживает страх и борется с ним, И этот страх смерти — в глазах актеров — животный страх, с которым борется человеческое сознание и истинное мужество. Тем сильнее впечатляет фраза: «Зараз за Родину помирати не треба. Зараз за Родину пожити треба».
Да, фильм можно назвать чисто мужским, там нет рассуждений о любви, слез по погибшим товарищам. Там настоящие мужчины выступают на защиту Отечества. И жгут танки без лишнего геройства. Проникновенный саундтрек к фильму, конечно, делает свое дело: и ком к горлу подступает, и слезы наворачиваются. Впечатляют трюки — одни горящие фрицы, выползающие из танков, чего стоят. И два потрясающих морщинистых старика, жители деревни, перед боем молчаливо смотрят на резвящихся молодых солдат. Уж ни связь ли это поколений?..
Игра актеров порой озадачивает вопросом: актеры ли это или мужчины, оказавшиеся в бою. Сколько в Устюгове есть его личного, когда он, смертельно раненный, засыпанный землей, поднимается со снарядом в руке и бросает-таки его прямиком в фашистский танк! И несколько пафосные монологи Василия Георгиевича Клочкова (Александр Морозов) тоже к месту: замполит рассуждает в окопе о Родине и об Отечестве, — а о чем ему еще думать в такие моменты, как еще поддержать бойцов.
Весьма современны и актуальны рассуждения о том, кто такой русский, русский ли казах, и может ли француз стать русским. Самобытны казахские актеры-стрелки, очень трогательно смотрятся они у орудий в паре с русскими бойцами. И, конечно, потрясающе сняты заключительные кадры фильма: пятеро выживших, благодаря одной пулеметной ленте, на фоне разгромленного боем российского пейзажа. Душа сворачивается.
На мой взгляд, «28 панфиловцев» — совершенно внятное высказывание режиссера о героизме вне времени, о мужском характере, о войне. Это проект по истине народный. Посмотреть его стоит каждому, кто считает себя русским, в кинотеатрах с 24 ноября.
Текст: Юлия Голованова