«Все деньги мира» Ридли Скотта
Безусловно, этот фильм запомнится, в первую очередь, своей необычной историей создания. Когда за 6 недель до выхода на экраны, исполнитель главной роли, Кевин Спейси, стал персоной нон-грата, режиссер, Ридли Скотт, принял волевое решение переснимать все сцены с этим актером, заменив его на другого – оскароносного Кристофера Пламмера, который получил номинацию на «Оскар» за эту роль.
Фильм снят по книге Джона Пирсона, которая, в свою очередь, основана на реальных событиях. В центре внимания – нефтяной магнат Ж.П. Гетти (Кристофер Пламмер) и его непростые отношения с семьей. Когда внука Гетти-старшего, Пола (Чарли Пламмер), похитили и потребовали выкуп в 17 миллионов долларов, дед отказался выплатить сумму, хотя вполне мог себе это позволить. Таким образом, вся задача по высвобождению подростка из плена легла на плечи его матери, Гейл (Мишель Уильямс), и неожиданного помощника в лице Мистера Чейза (Марк Уолберг), начальника службы безопасности Ж.П. Гетти.
В первую очередь создателей фильма интересовала фигура самого Гетти. Его отказ выплатить выкуп за внука вызвал в свое время страшный скандал. Но так ли бездушен старый миллионер? По сути он просто не захотел вести переговоры с террористами, а сейчас этой тактики придерживаются во многих государствах мира. Может, его поступок был на самом деле продуманным решением, а не бессердечным капризом скупого богача? Именно с этой стороны авторы фильма решили подойти к проблеме Гетти. Им был интересен психологический портрет героя. С одной стороны — эксцентричный и своевольный старик, который считает каждую копейку и во всем ищет свою выгоду, с другой – умный, прозорливый человек, который просчитывает все ходы заранее.
Помимо подробных портретов главных героев, Ридли Скотт старается как можно полнее описать ситуацию, в которой оказалась семья Гетти. Все ходы записаны и отображены, каждая деталь на своем месте, каждое действие имеет свою причину. Режиссер задействует большой промежуток времени (в начале фильма дана еще и предыстория похищения) и постоянно перемещается между тремя странами – Италией, Англией и США – с краткими визитами на Ближний Восток. Таким образом, перед зрителем предстает мощная мозаика, которая, правда, может поначалу немного сбить с толку, но потом все же выстраивается в стройное повествование. В итоге же мы получаем очень плотное, даже эпичное полотно с несколькими параллельно развивающимися событиями.
Кадр из фильма «Все деньги мира»
Кристофер Пламмер показал Гетти-старшего с разных сторон, как и задумывали авторы. Он – и любящий дед, который берет еще маленького Пола на экскурсию по римским руинам. И он же – невозможный скупердяй, который изо всех сил пытается заработать, пусть даже на выкупе за внука. Героиня Мишель Уильямс – наоборот, далека от всех этих денежных махинаций или, по крайней мере, старается держаться от них подальше, насколько это позволяет такая непростая ситуация. И, наконец, Флетчер Чейз в исполнении Марка Уолберга, кажется, претерпевает самые большие изменения по ходу фильма. Сначала он выступает как профессионал своего дела, который не позволяет личным эмоциям влиять на работу. Но постепенно Чейз настолько проникается ситуацией и теми невероятными приключениями, которые происходят с семьей Гетти, что в нем просыпается сочувствие, и он, по сути, становится тем, кто смог развернуть ход дела. Несмотря на всю прагматику и рациональный подход, который демонстрирует Ж.П. Гетти, в этой истории, как и в большинстве случаев, побеждает человеческое начало, сопереживание и сострадание.
После этой рецензии у читателя может сложиться впечатление, что фильм обязателен к просмотру, но все же позволю себе указать на некоторые минусы. Несмотря на все усилия сценариста, режиссера и исполнителя главной роли, образ Гетти-старшего не складывается в цельный портрет, он так и остается человеком, который странно и порой непоследовательно себя ведет. Сюжетная перегруженность деталями и подробностями делает фильм затянутым, ему не хватает остроты, которая проступает только в самом финале. А постоянные перемещения между разными локациями и сюжетными линиями действительно превращают повествование в лоскутное одеяло, в котором можно запутаться. Но, конечно, каждый зритель будет решать за себя, а имя Ридли Скотта много значит в мире кино.
В кино — с 22 февраля 2018 года, 18+
Текст: Александра Канапина