«Большой всплеск» кипящих страстей
9 июня на экраны кинотеатров России выходит фильм «Большой всплеск» Луки Гуаданьино по мотивам фильма «Бассейн» Жака Дере (1969 года). В основе сюжета – все тот же рассказ Алена Пейджа о невыясненных отношениях четырех несчастливых людей.
Маленький остров на юге Италии, тишина и покой, банальные человеческие радости: море, солнце, секс и пляж… Так именитая рок-звезда Мариэнн (Тильда Суинтон) восстанавливается после операции на голосовых связках в компании своего заботливого любовника Пола (Маттиас Шонартс). Внезапный приезд их старого друга и бывшего любовника рок-дивы Гарри (Рэйф Файнс), да еще и с молоденькой дочерью Пенелопой (Дакота Джонсон), в одночасье рушит беззаботную идиллию. Гарри – огонь, полыхающий повсюду, Пенелопа – малышка себе на уме, они выглядят настоящей любовной парой. Первым делом Гарри бросается в огромный бассейн во дворе дома, где остановились Мариэнн и Пол, — уже в этом кадре возникает отголосок нависшей над ним угрозы. Жизнь в доме закипает страстями: Гарри пытается вернуть Мариэнн, которая мучительно любит его до сих пор, однако счастлива с Полом и отказываться от него не собирается; Пенелопа каждым появлением в кадре соблазняет Пола своей молодостью, при этом унижая Мариэнн; Пол и Гарри выясняют отношения, в которых и упреки, и досада, и любовь… Только Мариэнн вынуждена молчать после операции. Такое режиссерское решение, на мой взгляд, усиливает в разы ее эмоции, которые находят выход то в разбитом стакане, то в уличной «драке» с бывшим любовником, то в прорвавшемся животном крике…
Если сравнивать работу Луки Гуаданьино с оригинальным фильмом, на первый взгляд кажется, что все «списано», однако, освежив в памяти «Бассейн», понимаешь и различия. Конечно, сразу бросаются в глаза реалистичность в изображении героев «Большого всплеска» — без прикрас, со шрамами и ссадинами, практически без грима, полностью обнаженными в кадре. Ален Делон и Роми Шнайдер – идолы недосягаемой высоты для зрителя 70-х, прекрасные, эротичные в своих полунамеках и нежных жестах. Рэйф Файнс и Тильда Суинтон – жертвы своих пороков, их прошлое – sex, drugs and rock-n-roll, «возраст не имеет значения», любовь и слава… В «Бассейне», как показалось лично мне, слишком много морали: Гарри Ланье хороший, успешный, взрослый, он учит жизни молодого слабохарактерного неудачника Жан-Поля, который в итоге не может сдержать ужасный порыв и жестоко убивает «друга». «Большой всплеск» — картина о свободных людях, которые делают ошибки и раскаиваются в них, которых захлестывают не остывающие страсти, которые способны по-своему искренне любить, жестоко обманывать и предавать…
Много солнца. Много страсти. Много напряжения – оно создается и музыкальным оформлением фильма (традиционно для триллера), и немотой главной героини. Много откровенных сцен. Много затянутых сцен, когда некоторые зрители засыпают, иные общаются с соседями или жадно поглощают попкорн. Политические вопросы, такие актуальные в сегодняшнем мире, весьма нелепо выпирают из общей канвы событий.
Вообще попытка была бы неплохой, если бы не безумно скучный и уже известный сюжет. Игра «найди отличия» увлекает лишь первые полчаса-час, затем начинается долгое ожидание развязки… Концовку фильма, видимо, постарались сделать «неожиданной», но и здесь у зрителя не проскальзывает даже тени улыбки – настолько он утомлен. Очень радуют начало титров и включаемый в зале свет.
Фильм Гуаданьино «Большой всплеск» — участник основного конкурса 72-го Венецианского международного кинофестиваля, отмеченный критиками и освистанный прессой. Если Вам хочется провести пару часов свободного времени в дождливый день в компании знаменитых актеров, греющихся на южном итальянском солнце, Вам – на «Большой всплеск». Особам впечатлительным рекомендуем заранее подготовить большой бокал красного вина – для разрядки.
Автор: Юлия Бутырина